РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Н.В.Михаленко выступила с докладом в Латвийском университете
Дата: с 5 декабря по 8 декабря
20181207 141457

Н.В. Михаленко выступила с докладом «Историософские истоки человекобожества С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.В. Чаянова в литературе XIX века» на Международной научной филологической конференции Латвийского университета (Рига) «Тургеневские чтения» (5-8 декабря 2018 г.).

Основное содержание доклада:

В произведениях С.А. Есенина, А.В. Чаянова и В.В. Маяковского представлены утопические концепции, связанные с осмыслением философских человекобожеских идей XIX – первой четверти XX века. Рефлексия прометеистского мифа была характерна для творчества А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, которые непосредственно или опосредованно оказали влияние на творчество указанных авторов. Несмотря на разницу в представлении о будущем – у Маяковского, во многом следуя идеям В.С. Соловьева, К. Маркса, был создан образ страны теургов, способных поэтическим словом творить миры; комплекс славянофильских идей, философская концепция Н.В. Гоголя были поэтически трансформированы в образе страны народа-богоносца «Руси мужичьей» у Есенина; в крестьянском эдеме Чаянова, связанном с утопическими образами В.Ф. Одоевского, А.И. Герцена, идеями славянофильства и евразийства, получили воплощение его научные представления, – многие черты грядущего сходны в творчестве этих авторов. Это формирование образа нового человека-теурга, высокоразвитого и высокоорганизованного общества, а также регуляция метеорологических процессов, часто данные метафорически, развитые, высокоскоростные пути сообщения, воздухоплавание, как иллюстрация способностей новых людей. Концепция совершенствования мира и человека как его преобразователя в творчестве этих авторов во многом связана с идеями Н.Ф. Федорова о преодолении смерти и преобразовании «небесно-земледельческой культуры»; трансформацию идей В.С. Соловьева, Р. Штейнера можно проследить в теургических образах этих авторов. Представления о совершенствовании физической и нравственной природы человека в произведениях А.В. Чаянова и В.В. Маяковского восходят и к популярным с конца XIX в. идеям евгеники.

На фотографии - Н. Михаленко с преподавателями Латвийского университета - А.Ведель, Н.Шром и  Р. Курпниеце.