РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Международная научная конференция молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии»
Дата: 25 ноября
%d0%9d%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9%20%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9%20%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba%20%284%29

25 ноября 2018 года в рамках проекта «Русская литература и философия: пути взаимодействия», грант РНФ №17-18-01432 прошла Международная конференция молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии: пути взаимодействия». Организаторами конференции выступили: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», Центр русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева Института филологии Московского педагогического государственного университета. Заседания проходили в Библиотеке «Дом А.Ф. Лосева».

В ходе конференции были представлены к обсуждению 15 докладов. Пленарное заседание с докладами докторов филологических наук – О.В. Дефье, Т.А. Касаткиной, Е.А. Тахо-Годи – стало своеобразным мастер-классом для молодых ученых из МГУ имени М.В. Ломоносова, ИМЛИ имени А.М. Горького РАН, МПГУ, РАХиГС и СПбГУ, а также из университетов Китая и Турции. Студенты, аспиранты, молодые кандидаты наук и научные сотрудники озвучили свои доклады на дневном и вечернем заседаниях.

Участники проекта «Русская литература и философия: пути взаимодействия» – Т.А. Касаткина, Н.В. Михаленко, С.А. Серегина, Е.А. Тахо-Годи – руководили работой секций, а также выступали с докладами.

Т.А. Касаткина в докладе «О пространстве и времени искусства» предприняла попытку ответить на следующие вопросы: какими пространственными и временными характеристиками обладают сами произведения искусства – не внешним образом, то есть, не в отношении к материалу искусства, а существенным образом, то есть в отношении к созданному образу? почему произведение искусства работает так же, как воспоминание? что это значит для нашего понимания причин возникновения искусства в человечестве?

Доклад Е.А. Тахо-Годи «Диалектика времени и вечности в прозе А.Ф. Лосева» был посвящен сопоставительному анализу недавно выявленных лосевских философских текстов начала 1920-х годов и представлений о времени и вечности, зафиксированных в музыкально-философской прозе, создававшейся А.Ф. Лосевым в 1930-е годы.

Ю.Ю. Анохина в докладе «Метафизика пустоты в поэзии Е.А. Боратынского» проследила за тем, какое философское осмысление в лирике поэта приобретает пустота. В докладе было показано, что пустота – это одна из наиболее сложных и многоплановых составляющих художественного мира «поэта мысли». Помимо того, что пустота присуща пространству, она оказывается и особым свойством объектов материального мира – их потенцией превращения в ничто. При этом реалии вечного мира «несрочной весны» свойства пустоты не имеют (наиболее ярко это отражается в элегии «Запустение»).

В докладе А.О. Серединой «“Организмы в пространствеˮ: художественная антропология Ап. Григорьева» была освещена концепция народов, берущая начало из «органической» критики Ап. Григорьева и реализованная в его художественных текстах. На материале портретов русских, итальянцев и немцев в прозе Ап. Григорьева было показано, что специфика изображения народов обусловлена не только тем, как автобиографические герои-повествователи воспринимают и видят иностранцев и их быт, но и самим душевным состоянием рассказчиков, особенностями их характеров. Музыкальная чуткость героев проявляется в описаниях музыки национальных композиторов, а пристрастие к скитальчеству – в особом внимании к интерьеру, влияющему на портреты-характеристики итальянцев и русских.

В докладе А.В. Филатова «Аксиология пространства и времени в адамическом мифе Н.С. Гумилева» были проанализированы ценностные характеристики пространства и времени в корпусе стихотворений Гумилева, связанных с библейской легендой об Адаме. Структура мифа строится на противопоставлении райского и земного мира. В пространственном аспекте рай приобретает значение сакрального центра, тогда как земной мир наделяется семантикой враждебной периферии. Аналогичная ценностная поляризация происходит и в аспекте времени: пребывание первых людей в раю получает значение идиллического прошлого и будущего (благодаря циклическому времени мифа), тогда как земная жизнь героев длится в профанном настоящем. Возвращение лирического героя в потерянный рай связывается с его ролью открывателя новых пространств, осваивающего враждебный мир.

                                                                                               Ю.Ю. Анохина

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Видеоматериалы конференции https://www.lit-phil.ru/videos/conferences/73  и  https://www.lit-phil.ru/videos/conferences/72