РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
«Поэзия предсимволизма»: к 120-летию А.К.Толстого и 180-летию К.К.Случевского
Дата: 3 октября
171fc14b49a79ea979710de5b3402b30 xl

В докладе Анастасии Гачевой  на конкретном примере было показано, как поэтические образы работают в философском тексте, под каким углом зрения рассматривает их философ, что происходит тогда, когда творец является одновременно и философом, и поэтом (писателем). Привлекая данные архива А.К. Горского, А.Г.Гачева рассмотрела хранящиеся там материалы его заметок об А.К. Толстом, показав, что в интерпретации Горского творчество А.К. Толстого предстает важнейшим этапом в движении русской литературы через символизм к «новому реализму», рассматривающему бытие в перспективе его преображения, к новым, литургическим формам искусства.   В докладе Е.А. Тахо-Годи поэтическая книга Случевского была рассмотрена на широком литературном фоне (стихи Г. Державина, К. Батюшкова, Е. Боратынского, М. Волошина) с целью выявления специфики философских установок автора и объяснения главного парадокса его «Песен из Уголка»: вынося на обложку книги название дома и для подтверждения этого воспроизводя на обложке его фотографию, поэт принципиально отказывается от его поэтического изображения. Хотя в книге Случевского можно вычленить все основные аспекты философского осмысление образа дома (физический, социальный, аксиологический, онтологический и т.д.), поэт недаром акцентирует идею о невозможности уберечь от тления мир дорогих и памятных земных вещей («Не храни ты не бронзы, ни книг…»). Реальный дом, «Уголок» для Случевского – лишь «тело», «куколка», из которой рано или поздно выпорхнет, как бабочка, душа поэта. Истинным «домом» оказывается не земной дом, пусть даже «дом поэта», а мир потусторонний – будь это христиански осмысленная область нетленная мысли, где обитают праведники, или Валгалла древних скандинавов, где обретают вечное жилище герои.

 Программа конференции.

Аудио-и фотоматериалы конференции  

Отзыв о конференции доцента МГИМО Г.М. Лесной