РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Опубликована статья Е.А. Тахо-Годи «Россия и Европа: Юлий Айхенвальд об историософии Ф.М. Достоевского»
Дата: 20 декабря
Screenshot 1

Опубликована статья Е.А. Тахо-Годи «Россия и Европа: Юлий Айхенвальд об историософии Ф.М. Достоевского» в «Философском журнале» Т. 15, №4 за 2022 год.

Аннотация. В статье рассматривается восприятие творчества Ф.М. Достоевского Юлием Айхен­вальдом (1872–1928), философом и известным литературным критиком первой чет­верти ХХ века. Показано, что отношение Ю.И. Айхенвальда к Достоевскому претер­пело определенную эволюцию – от неприятия писателя, требований его «преодо­леть», до его признания одним из «духовных вождей» мыслящей России наравне с Пушкиным и Львом Толстым. Однако такое признание не исключало полемики критика с Достоевским, прежде всего по историософским вопросам. Вопрос о судь­бе России, ее отношении к Западу рассматривается Айхенвальдом по тому же алго­ритму, что и в спровоцировавшей это рассмотрение статье Т. Масарика – сквозь призму Достоевского и в споре с ним. Доказывается, что при этом Айхенвальд наце­лен не на интерпретацию или анализ идей Т. Масарика, а на опровержение воззре­ний евразийцев, что именно идеи евразийцев являются тем философским контек­стом, на фоне которого разворачивается его спор с Достоевским. Опровергая воззре­ния Достоевского на Европу и обосновывая собственное историософское воззрение на весь мир как на единую Европу, Айхенвальд в итоге приходит к парадоксу, когда Достоевский, будучи «отрицателем Европы», становится той «межкультурной скре­пой», которая еще теснее связывает Европу с Россией. Таким образом, творчество Достоевского оказывается для Айхенвальда отправной точкой для презентации соб­ственных историософских представлений, что сближает его как с русскими интер­претаторами эпохи Серебряного века (В.В. Вересаев), так и с европейской философ­ско-политической традицией (Т. Масарик).

ТЕКСТ СТАТЬИ