РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Выступление Ю.Ю. Анохиной с докладом «Историософия Е.А. Боратынского: проблема трансформации ценностей» на Международной научной конференции «XIII Поспеловские чтения - 2017».
Дата: с 17 ноября по 18 ноября
%d0%9f%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5%20%d1%87%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f

Анохина Юлия Юрьевна выступила с докладом «Историософия Е.А. Боратынского: проблема трансформации ценностей» на Международной научной конференции «XIII Поспеловские чтения – 2017. Памяти В.Е. Хализева. Аксиологические проблемы в художественной литературе», кафедра теории литературы, филологический факультет им. М.В. Ломоносова. 17-18 ноября 2017. Доклад был сделан в рамках научного проекта РНФ.
В докладе было рассмотрено, как в итоговой книге стихов Е.А. Боратынского «Сумерки» (1842) воплотились важнейшие для романтизма ценности – любовь, дружба и красота. Показано, какие метаморфозы они претерпели в сравнении с лирикой 1820 – начала 1830-х годов. Дружба, красота и любовь в «Сумерках» понимаются как те ценности, без которых немыслимо полноценное бытие поэта, потому что без них невозможно истинное искусство («Князю Петру Андреевичу Вяземскому», «Осень», «Скульптор»), как и в лирике 1820–начала 1830-х годов (Л.С. Пушкину, 1826; «Она», 1827; А.А. Фукс, 1833; «О, верь, ты нежная…», 1832). Однако в «Сумерках» дружба мыслится как недоступное лирическому герою благо, ведь многих друзей уже нет в живых, а с иными его разделяет расстояние, а отсюда и трагедия одиночества («Князю Петру Андреевичу Вяземскому», «Бокал»). Красота оказывается увядающей («Филида, с каждою зимой…», «Всегда и в пурпуре, и в злате…»), а любовь невозможной («Новинское»). Было продемонстрировано, что содержательная трансформация указанных ценностей связана с переосмыслением поэтом его концепции истории. Современность захвачена прагматическими устремлениями («Последний поэт»), в ней нет места поэзии. Эпоха «золотого века» понимается как далекое недоступное прошлое («Рифма»). Грядущее представляется либо циклично повторяющим прошлое («На что вы дни! Юдольный мир явленья…»), либо эсхатологически («Осень»).