РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Презентация книги Я. Красицкого «Достоевский и лаборатория идей»
Дата: 1 декабря
%d0%9a%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%b8%d1%86%d0%ba%d0%b8 02

1 декабря 2020 г. в 18:00 состоялось открытое заседание научного семинара ИМЛИ РАН «Русская литература и философия: пути взаимодействия». Тема заседания: Презентация книги «Достоевский и лаборатория идей». Книгу представил автор – профессор Ян Красицкий (Польша). Заседание организовано совместно с Библиотекой-музеем «Дом А.Ф. Лосева» и проходило в онлайн-формате.

Об авторе: Ян Красицки, профессор Института философии Вроцлавского университета, заведующий кафедрой философской антропологии. Занимается русской, польской и немецкой философией XIX и XXI веков, его интересы сосредоточены на философской антропологии, философии религии и философии культуры. Среди его публикаций следующие книги: «Bóg, człowiek i zło. Studium filozofii Włodzimierza Sołowjowa», Wrocław 2003 (перевод на русский язык:  «Бог, человек и зло. Исследование философии Владимира Соловьева», Москва, 2009); «Разум и Другой. Опыты по русской и европейской мысли», Санкт-Петербург, 2015.

О книге: В книге «Достоевский и лаборатория идей» рассматриваются ключевые вопросы творчества Федора Достоевского. Эта цель достигается не столько литературным анализом его произведения или реконструкцией мировоззрения, сколько вычленением идейных лейтмотивов в его творчестве. C такой точки зрения творчество автора «Братьев Карамазовых», несмотря на свою прозаическую форму, предстает в сущности как глубоко драматическое произведение, в котором художественная форма отнюдь не является чем-то вторичным по отношению к идейному порядку, но есть способ его существования. Увиденное с этой точки зрения произведение Достоевского  представляется одновременно своеобразной лабораторией идей, в которой писатель подвергает некоей лабораторной вивисекции фундаментальные идеи и ценности. Для писателя этот мир идей и ценностей – это мир противоречий и идейной диалектики, а не готовых ответов и идейных формул, сфера, динамической борьбы различных, порой противоположных, позиций и установок. Проведенный анализ показывает Достоевского как антропологического экспериментатора, создающего собственную парадигму знания о человеке.

ДОСТУПНА ВИДЕОЗАПИСЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ