РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Научный симпозиум "Первая волна русской эмиграции: фокус исследовательского интереса"
Дата: 13 ноября
Screenshot 1

13 ноября 2020 г. в формате онлайн состоялся 

симпозиум «Первая волна русской эмиграции: фокус исследовательского интереса»

Организаторы: Научно-исследовательский и методический центр русистики Университета имени Лоранда Этвеша (Будапешт), Будапештский русский центр (фонд «Русский мир»), Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН (Москва) в рамках проекта Российского научного фонда №17-18-01432-П «Русская литература и философия: пути взаимодействия», Уральский гуманитарный институт УрФУ (Екатеринбург) в рамках проекта РФФИ №19-512-23003 «Самосознание и диалог поколений в русской и венгерской литературной практике XX–XXI веков».

Симпозиум ставит целью открыть интердисциплинарную панораму на текущие исследования данной историко-литературной и культурологической эпохи.

Согласно планам оргкомитета, в течение 2021–2022 гг. на последующих онлайн встречах будут обсуждаться тематические узлы, которые откроются на первом симпозиуме. Серия симпозиумов образует международный форум для междисциплинарного диалога и обмена мнениями и исследовательским опытом. Планируется издание материалов симпозиумов в сборнике.

На симпозиуме прозвучали доклады Н.В. Михаленко и Е.А. Тахо-Годи.

Е.А. Тахо-Годи выступила на симпозиуме с пленарным докладом «Юлий Айхенвальд: в поисках эстетической и историософской гармонии». Специальным предметом рассмотрения стала позиция Ю.И. Айхенвальда в одном из наиболее болезненных вопросов русской культуры – о взаимоотношениях России и Запада. Эта позиция проявилась не только в суждениях критика о философских воззрениях евразийцев, но и в его текстах, посвященных Пушкину. В середине 1920-х годов для Айхенвальда Пушкин оказывается идеалом духовно-эстетического равновесия: в великом русском поэте он видит воплощение своих собственных историософских чаяний – гармоническое слияние России и Запада.

Н.В. Михаленко выступила с докладом «Осмысление мотива странничества в периодике Русского зарубежья (журналы «Жар-Птица», «Перезвоны» и др.)», продемонстрировав, что мотив «изгнанничества», раскрывающийся на страницах журналов «Жар-Птица» и «Перезвоны», неоднозначно интерпретировался разными авторами (С. Черным, Ф.Н. Касаткиным-Ростовским, Л.Н. Столицей, А.М. Федоровым, О.З. Далматовой, К.Д. Бальмонтом, К. Притисским (псевдоним Н.И. Мишеева), И.А. Ильиным, А.А. Оцупом, Вл.Н. Лодыженским и др.). Связанный с ностальгией по утраченной родине, он интерпретировался как крестный путь эмигрантов, надеющихся на воскресение России и сохраняющих на чужбине национальную культуру. Иногда в раскрытии этой темы доминировали ноты утраты, скорби, возникал образ гибели страны, Апокалипсиса. Более часто тема странничества связывалась с утопическим видением будущего, возрождения дореволюционной жизни и возвращения эмигрантов на родину.

Анонс проекта: https://russtudies.elte.hu/en/content/-.e.1877

О конференции: https://russtudies.elte.hu/en/content/-.t.16301

ПРОГРАММА СИМПОЗИУМА