РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Доклад Н.В. Михаленко о А.В. Чаянове
Дата: с 4 июня по 5 июня
%d0%9f%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0 %d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b0

Н.В. Михаленко выступила с докладом (онлайн) «Литературный и философский аспекты “пляски смерти” в творчестве А.В. Чаянова в контексте эпохи»   на IХ Международной конференция молодых ученых и аспирантов «Жизнь и смерть в литературе, фольклоре, истории (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)» (ИМЛИ РАН, 4–5 июня 2020 г.).

                                                    Тезисы доклада

Сюжет «пляски смерти» был распространен в литературе 1900–1920-х гг. К нему обращался А.А. Блок в своих «Плясках смерти» и А. Белый в цикле стихов «Пепел». В стихотворении В.Я. Брюсова «Пляска смерти» («Немецкая гравюра XVI века») адский танец под дудку смерти объединяет крестьянина и короля, монахиню и любовника, весь мир охватывает вихрь умиранья и тленья. Вероятно, ощущение власти рока над человеком в хаосе кризисов, войн и революций этого периода, предчувствие глобальных изменений осмыслялось писателями в категориях средневековых представлений, когда в чумные эпидемии люди взывали к высшему началу. В своих мистических повестях, опираясь на традицию романтической повести XIX в., Чаянов показал, как человек, привыкший к устоявшейся жизни, внезапно оказывался во власти рока и был вынужден проходить череду инфернальных испытаний. В основе произведений Чаянова лежит сюжет «пляски смерти», организующий пространство текста как театральное действие.

Тезисы опубликованы в журнале «Новые российские гуманитарные исследования» (2020. Том 15). Материалы IX Международной конференция молодых ученых и аспирантов «Жизнь и смерть в литературе, фольклоре, истории (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)» (ИРИ РАН, ИМЛИ РАН, 4–5 июня 2020 г.) (РИНЦ)

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ