РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Т.А. Касаткина о разговоре с иконой/картиной (как с субъектом)
Дата: 22 апреля
55 19 1550583317

Т.А. Касаткина выступила с пленарным докладом «Чтение визуального. Построение экскурсии» на Международной научной конференции «Искусствоведение в контексте других наук в современном мире». 

Доклад строился на противпосотавлении двух методов проведения экскурсии.  Наиболее распространенный тип экскурсии в музеях изобразительного искусства в настоящее время предполагает, что экскурсанту сообщают ряд сведений об иконе/картине, характеризующих ее как объект: это сведения об авторе, об эпохе создания, об исторической обстановке, о технике (так, если речь идет об иконе - одним из важнейших «пакетов» информации считается рассказ об использованных натуральных пигментах, различающихся в зависимости от области, в которой писалась икона: таким образом различаются псковская и новгородская икона); сведения о сюжете иконы. При этом экскурсант находится либо в пассивной роли воспринимающего информацию – либо в активной роли соревнующегося с экскурсоводом в объеме знаний (эти позиции, на самом деле, принципиально не отличаются). Информация эта имеет свойство быстро исчезать из памяти, поскольку она интересна – но не жизненно важна для экскурсанта. Она может его «интеллектуально украсить», но она не оказывает влияния на его базовые жизненные установки – и даже не вступает с ними во взаимодействие. Между тем, искусство (прежде всего, религиозное искусство) создавалось с целью непосредственного сообщения воспринимающему недоступного ему другим способом религиозного опыта, и эта цель предполагает не разговор об иконе/картине (как об объекте), но разговор с иконой/картиной (как с субъектом), содержащим в себе все непосредственно необходимые элементы для передачи этого опыта воспринимающему. Этот разговор с произведением искусства – одна из составляющих субъект-субъектного метода чтения (см. статью Т.А. Касаткиной  «О субъект-субъектном методе чтения» (Новый мир, 2017, № 1). Вторая его составляющая – это активизация субъектности экскурсанта. Если в случае сообщения сведений о картине специалистом экскурсант обречен на пассивную роль, поскольку у него нет непосредственного доступа к этим сведениям и он не может их верифицировать (кроме как заглянув в интернет – но это будет тоже обращением к специалисту), то в случае разговора с иконой/картиной разговор будет идти о том, что непосредственно находится перед глазами экскурсанта и может быть верифицировано и дополнено им самим.