РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Авторские теории творчества
Дата: с 28 ноября по 29 ноября
Iidkoym 72o

Т.А. Касаткина выступила с докладом «Авторские теории творчества» на Всероссийской конференции «Михайловские чтения», ИМЛИ РАН, Москва, 28-29 ноября 2018 г.

По словам А.В. Михайлова, теория произведения обретается только в нем самом. Произведение, прочитанное и анализируемое на основании внешних ему принципов, остается непрочитанным и непонятым, хотя внешним образом такой анализ может выглядеть весьма продуктивным и смыслопорождающим. Суть в том, что он будет именно смыслопорождающим, а не открывающим смыслы текста. Если мы не основываемся на имплицитной теории текста – возникает та самая возможность бесконечного числа неверифицируемых (и нефальсифицируемых) интерпретаций, под тенью которой существует наука о литературе уже с середины прошлого века. Автор всегда заботится о том, чтобы читатель мог читать текст в соответствии с его внутренними законами, то есть теория произведения содержится в нем не только имплицитно – но и эксплицитно (часто – в авторских предисловиях, примечаниях, авторских отступлениях). Однако эта теория не «выписывается» из текста – она существует в произведении в тесном сцеплении с остальным текстом, она им корректируется, иногда в отступлениях даются не несущие конструкции теории – а всего лишь концы нитей, ухватившись за которые читатель сможет отыскать эти несущие конструкции в многослойности и многозначности художественного текста. То есть – невозможно составить «хрестоматию» высказываний писателя «об искусстве» и считать это авторской теорией творчества. Между тем, до сих пор и в отечественной, и в мировой практике, если вообще интересовались мнением писателя по поводу его творчества, то шли именно таким путем, основываясь на эксплицитных высказываниях, неизбежно разрозненных, часто – противоречащих одно другому, поскольку связующий их центр находился в месте, недоступном при таком подходе. В проекте отдела теории литературы ИМЛИ РАН, начинающемся в 2019 году, ставится задача описать имплицитную авторскую теорию творчества, вскрываемую анализом текстов – но и – подтверждаемую эксплицитными высказываниями автора, в том числе такими, которые могут на неискушенный взгляд совсем не относиться ни к каким авторским "теориям", высказываниями словно совсем о другом – но вскрывающими сердцевину авторского мировидения.

АУДИОЗАПИСЬ ДОКЛАДА