РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
И ФИЛОСОФИЯ:
пути взаимодействия
Доклад Т.Г. Магарил-Ильяевой «Гностические мотивы в творчестве раннего Ф.М. Достоевского»
800px vasily perov   %d0%9f%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 %d0%a4.%d0%9c.%d0%94%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be   google art project
Семинар
с 24 ноября по 24 ноября

В докладе были  выявлены  и проанализированы гностические мотивы в ранней прозе Ф. М. Достоевского.  Т.Г. Магарил-Ильяева рассматрела гностицизм в двух аспектах: как доктрину и как особый способ мировосприятия,  обращаясь в своем сообщении  к определению некоторых ощущений и чувств, свойственных гностицизму, и к конкретным структурам, описывающим мироустройство в гностическом мифе. Особый акцент в работе был сделан на ощущении расколотости и раздробленности как центральном нерве гностицизма. Подробно рассматрена тема отчужденности героев как следствие раскола. Также в докладе были  исследованы  такие важные гностические мотивы, как пленение души в оковы плоти, жизнь в матери как сон, страсть как нарушение целостности, пробуждение ото сна как возвращение к истинной природе. В докладе проанализирован  путь молодого Достоевского, начиная с написанного им в 1838 году письма брату, в котором он констатирует свое душевное состояние как крайне подавленное, проникнутое гностическим пессимизмом, и до создания произведения «Маленький герой», ознаменовавшего собой открытие пути к восстановлению божественного потенциала, заложенного в человеке.